Этот норматив вступит в силу с 1 января 2018 г. и к применению, как утверждают разработчики, по крайней мере, пока необязателен.
В нем приводятся определения покупателя, продавца, интернет-магазина, активной ссылки. Далее идет описание того, что должно быть на сайте. Рассмотрим некоторые из них.
Интуитивно понятный интерфейс. Некоторое противоречие между «должен» и «интуитивно понятный» сразу бросается в глаза, при том, что в нормативе нет определения, что же означает «интуитивно понятный».
Максимально детализированные характеристики товара. Естественно, что информация о товаре должна быть полной, но, опять же, неясно, что подразумевается под «максимальной детализацией». Также и необходимость размещать «разноракурсные» фотографии товара вряд ли может быть выполнена продавцами, работающими напрямую с производителем. В данном случае именно производитель порой определяет, какие фото товара можно использовать.
Полная информация о продавце. В обязанность вменяется размещение самой полной информации о продавце, включая ИНН, телефоны для связи, юридический адрес и адреса для возврата товара.
Возврат товара. Кстати, в соответствии с ГОСТом, покупатель, собираясь вернуть товар, может связаться с интернет-магазином лишь несколькими способами:
— позвонить по телефону;
— отправить SMS сообщение;
— направить заявление через Личный кабинет или электронную почту.
Возможность связи с помощью мессенджеров или обычной почты противоречит данному ГОСТу, тогда как крупные интернет-магазины в настоящее время принимают возврат по почте, просто вкладывая бланк нужной формы для заполнения и компенсируя покупателю расходы по пересылке.
Возврат брака. При возврате товара ненадлежащего качества продавец должен сам забрать его «в месте, указанном покупателем». Однако, если в регионе отсутствует представитель продавца, покупателю должен быть сообщен рекомендованный способ возврата.
Необходимость введения ГОСТа, как утверждают его создатели, диктуется возросшим количеством жалоб покупателей. Однако, требование систематизации отчетности, перевода продавцов на ИП и ООО, попытка стандартизации обтекаемыми формулировками, а также ожидание введения возможных проверок «на соответствие», вряд ли положительно скажутся на владельцах небольших интернет-магазинов. Так или иначе, получить сертификат можно лишь после 1 января, а как будет ситуация развиваться дальше — время покажет.
Автор: Сергей Томашевский
Рекламное агентство Бирс