Юзабилити и эргономика Термин «юзабилити» означает «удобство использования». В XX веке для описания удобства использования продукта, механизма, системы широко применялся термин «эргономичность», есть даже наука — эргономика. Так что же, юзабилити — это нечто принципиально иное и новое?
Вообще говоря, нет. Фактически это одно из проявлений эргономичности. Однако в русском языке слово употребляется почти исключительно по отношению к человекоориентированным интерфейсам различных систем, то есть тогда, когда есть взаимодействие оператора и системы. Изучение юзабилити сайта, интерфейса базы данных, бухгалтерской, да и, в общем-то, любой компьютерной программы необходимо, по сути, для того, чтобы потребности заказчика, разработчика, дизайнера совпали с возможностями пользователя.
Юзабилити и психология Эргономика включает в себя аппарат нескольких дисциплин, но интуитивно понятно, что для понимания юзабилити программных интерфейсов наибольшее из них значение имеет — по сравнению с анатомией, физиологией, даже инженерией — психология. Именно эта отрасль человеческого знания определяет как теоретические основы, так и значительную часть инструментария изучения юзабилити.
Оптимизируя юзабилити, специалисты оценивают (этот процесс часто называют юзабилити-тестированием) такие факторы, как:
- эффективность использования (т. е. скорость достижения задач пользователя);
- количество и качество ошибок;
- простоту (скорость) освоения;
- запоминаемость;
- наконец, эстетическую составляющую.
Попросту говоря, нравится интерфейс или нет. А это уже по большому счету не психология и не эргономика.
Юзабилити и маркетинг Эстетика в данном случае — епархия маркетолога. Но не только эстетика. Особенно если речь идет о сайтах компаний.
Юзабилити сайтов (кстати, необязательно в Интернете, те же проблемы возникают для корпоративных порталов) — давно уже «головная боль» именно маркетологов компаний. Современный маркетинг, который, по уверениям классиков, должен быть одним из генераторов прибыли, пронизывает весь производственно-сбытовой цикл компании, участвует не только в рекламной «упаковке», но и в разработке продукта. Сайт — такой же продукт, как и, скажем, шоколадный батончик, и относиться к нему следует аналогичным образом: следить за его удобством, наполнением (контентом), скоростью отклика, конверсией посетителей, за достижениями конкурентов и т. п. Оптимизация контента сайта не только «под поисковики», но и с учетом юзабилити-тестирования — вполне реальная проблема. Важную роль играет изучение пользовательского опыта (userexperience), известного по аббревиатуре UX.