В принципе, UX- это более общее, чем юзабилити, понятие, описывающее весь спектр субъективных ощущений пользователя от взаимодействия с информационной системой, в том числе с сайтом. Однако нельзя сказать, что юзабилити — это составная часть UX, как иногда говорят, и подтверждением тому — объективные тестовые методы изучения юзабилити.
Один из таких методов юзабилити-тестирования, который мы не описали ранее, — это технология eye-tracking («отслеживание взгляда»), пришедшая из нейропсихологии и нейрофизиологии транзитом через маркетинговые исследования. Суть ее заключается в том, что с помощью специального оборудования в лабораторных условиях регистрируются движения глаз респондента (наверное, можно сказать «испытуемого») при просмотре относительно статичного изображения или выполнении задания, а затем программа создает схему передвижений и темпа просмотра (зрительные маршруты) или тепловую карту зон внимания (т.е. интенсивности фиксаций взгляда). Применение этой технологии для юзабилити призвано выявить неоптимальные (с точки зрения реального пользования) решения верстки ключевых элементов сайта, чаще всего главной страницы и лендингов.
Несмотря на неполное совпадение, юзабилити в значительной степени попадает в UX. Есть и другие компоненты.
Например, пользовательская ценность — это то, что делает информационный продукт полезным, то есть соответствие его функционала потребностям пользователя. Следует отметить, что не всегда это соответствие универсально, в том числе и когда дело касается сайтов. Зачастую оно должно соответствовать особенностям целевой аудитории.
Еще одно важное свойство в терминах UX- приемлемость, или доступность; иными словами, речь идет об удобстве пользования до начала самого пользования. Практически для сайтов оно чаще всего означает одинаково удобное решение задач для пользователей различных браузеров, мультиплаторфменность.
Наконец, нельзя не упомянуть эстетическую составляющую UX- привлекательность. Иногда этот фактор оказывается более важным для пользователей, нежели отдельные недочеты в юзабилити.